Чакры
(Санскрит. круг, колесо). В индийской метафизике – незримый центр тонкой (энергетической) физиологии человека. Чакры расположены вдоль позвоночного столба от промежности до макушки головы; разные источники по разному оценивают их количество и функции. Наиболее древней является система из четырех чакр; наиболее распространенной в настоящее время – система из семи чакр. Широко известная на Западе благодаря теософам и оккультистам. Здесь существует традиция отождествлять чакры с теми или иными эндокринными железами и зонами мозга.
Семь чакр
Есть системы в структуре которых упоминают 13, 21 и 49 энергетических центров (чакр). Хотя наиболее широко известна из литературы система из семи энергетических центров вдоль позвоночника и Юкта-Тривени (санскрит. – тройной узел освобождения) – трех центральных энергетических каналов (нади) – меридианов Сушумна, Ида и Пингала. По индийской традиции в человеке насчитывается 64000 (72000) нади, соединяющих чакры с внутренними органами. Переплетаясь множество нади образуют тонкое тело.
Ида известна и как Чандра (лунная)-нади, обеспечивает ток энергии вниз от левой ноздри до левого яичка (яичника). Этот канал по природе своей женский, по нему течет эмоционально-физическая энергия. Пингала известна и как Сурья (солнечная)-нади, начинается в правом яичке (яичнике) и направлена к правой ноздре, принадлежит к мужскому началу, проводит интеллектуально-ментальную энергию. Сушумна проходит через внутреннюю часть позвоночного столба, соприкасаясь с падмой каждой из чакр. С ней рядом расположены Ида и Пингала. Вместе образуя Юкта-Тривени они поднимаются спирально вверх, а затем соединяются в точке, называемой Брахма-двар (двери Брахмы).
Сушумна относится к эфирному телу человека. В ней заключены еще три более тонкоматериальных канала: Ваджрини-нади (блистающая как солнце); внутри нее бледная Читтрини-нади, а в ней еще более тонкая блистающая Брахма-нади, по которой и восходит вверх основной энергетический поток от Муладхара-чакры до Сахасрары в макушке головы. Этот канал для силы Кундалини – «змеи», которая дремлет в Муладхаре и, пробуждаясь, поднимается по этому каналу сквозь все чакры.
Сахасрара – 1000-лепестковый лотос, «высшая» духовная чакра (вне интеллектуального освоения), место пребывания Атмана. Находится вне тела, над макушкой. В ауре видна в виде фонтана золотистого света, исходящего из макушки головы. У основания фонтана располагается 1000-лепестковый лотос (20 слоев по 50) всех мыслимых цветов. Связана с космическим сознанием и просветлением. Считается, что в этом месте энергия Кундалини встречается с Чистым Сознанием.
Аджна (аджня) – 2-лепестковый лотос, «третий глаз». Правая сторона этого лотоса имеет бледно-розовый цвет, левая — бледно-фиолетовый. Расположена на уровне центра лба между бровей, ее падма – между II и III шейными позвонками. На уровне этой чакры происходит слияние Иды и Пингалы с Сушумной.
Физический орган чакры — шишковидная железа, находящаяся в третьем желудочке мозга.
Управляет динамическим умом, волей, видением, ментальными образами. Раскрытие чакры дает ясновидение и яснослышание.
Вишудха (висудха) – 16-лепестковая чакра. Лотос зеленовато-синего цвета, чередуются лепестки с меньшей и большей насыщенностью цветом. Горловой центр. Чакра расположена на середине шеи, ее падма локализуется между VI и VII шейными позвонками. Соответствующим органом является щитовидная железа. Связана со слухом, творчеством и самовыражением.
Вишудха-чакра
________________________________________
Вишудха – колесо, или лотос на уровне горла. У него шестнадцать лепестков лилового цвета (некоторые источники определяют его как цвет огня, наблюдаемого сквозь дым), которые соответствуют всем шестнадцати гласным звукам. Животным, символизирующим эту чакру, является белый слон, указывающий на усмиренную силу стихии эфира (акаша, см.). Эта чакра ведает эфиром и имеет круглую форму и бело-серые лепестки; ее биджа мантра — «хам».
Божества, которым поклоняются в связи с этой чакрой, относятся к группе Шивы; эта чакра считается обителью воли и власти внутреннего Я, что, следовательно, связывает ее и с Вишну, буддхической любовью и мудростью, которые есть основа и фундаментальные свойства внутреннего Я (см. также Чакры). В ней Шива выступает в роли дарителя счастья, и изображается имеющим цвет чистого хрусталя, с пятью лицами, десятью головами, тремя глазами, разнообразным оружием в руках, весь покрытый узорами; при этом одна половина тела имеет женскую форму, что подразумевает Парвати, второе имя которой — Ума (См. Шакти). Необходимо помнить, однако, что это аспект Шивы в Вишну.
Анахата – 12-лепестковый лотос, сердечный центр Хрит-падма, носит также названия «Престол сознания», «Колесо жизни», «Чаша», «Небесная ось». Расположена в центре груди, ее падма находится между IV и V грудными позвонками. С каждым лепестком чакры связан один из главных акупунктурных каналов, суточная ритмика которых регулируется данной чакрой. На физиологическом уровне соответствует тимусу. Ее раскрытие способствует ясновидению и яснослышанию. Ассоциируется с воздухом и органами дыхания.
Анахата-чакра
Семь чакр
• Сахасрара
• Аджна
• Вишудха
• Анахата
• Манипура
• Свадхистана
• Муладхара
________________________________________
Анахата – колесо, или лотос на уровне сердца. У него двенадцать лепестков золотого (иногда утверждают, что ярко-красного) цвета, которые соответствуют звукам «к», «кх», «г», «гх», «н» (горловой), «ч», «чх», «дж», «джх», «н» (небный), «т» (церебральный) и «тх» (церебральный). Соответствующее животное — антилопа, символ чувствительности, мягкости и подвижной переменчивости сердца, или высшей любви, которая есть также и высшая мудрость. Это центр стихии воздуха, он имеет шестиугольную форму и темно-синий цвет. Соответствующая биджа мантра: йам.
Говорят, что человек, исполненный сознания своей индивидуальности, движется в этой чакре, как паук в пределах паутины, до тех пор пока он наконец не постигнет самую суть буддхи. Божества, связанные с этой и двумя следующими чакрами, принадлежат типу Вишну, то есть связаны с милостью, добротой и гармонией, трем аспектам, представляемым Вишну, Шивой и Брахмой.
Прямо под этим центром, или прямо внутри его, расположен еще один, меньших размеров, с восемью лепестками, который часто используется для медитации на ишта-девана, или гуру безотносительно к другим чакрам и к кундалини. Обычной практикой при такой медитации является попытка размещения точки сознания в сердце (в отличие от обычной концентрации на или за междубровьем), и обнаружение или представление в этой точке идиллической сцены, подобной той, что описана в следующем отрывке из «Гхеранда-Самхита»:
«Пусть он обнаружит в своем сердце бескрайний океан нектара, а в нем — прекрасный остров, созданный из сокровищ, покрытый песками из яркого золота с вкраплениями драгоценных камней, с прекрасными деревьями, опоясывающими его берега мириадами цветов, с невиданной красоты кустами, травами и тростниками в его центре, во все стороны света распространяющий ароматы, услаждающие чуства.»
«Тот, кто вкушает сладость божественной завершенности, пусть увидит там самое удивительное дерево, на раскидистых ветвях которого растут фантастические плоды — четыре могучих учения, поддерживающих мир. Там плоды и цветы не знают ни гибели, ни печали, пчелы, жужжа, кружат вокруг них, и сладкоголосые кукушки поют им свои песни.»
«Там, из прохладной тени его мирных беседок, виден ослепительный рубиновый замок, и тот, кто войдет в него, увидит восседающей на изысканном престоле свою осиянную драгоценную Любовь. Пусть он поселится там своим разумом, как предопределил его учитель, в этой Божественной Форме, в ее образах, в ее знаках.»
Чакра Манипура – 10-лепестковый лотос, носит названия «Жемчужный город», «Пупочный лотос». Чакра расположена в области пупка. Соответствующим органом являются надпочечники. Связана со зрением, жизненной силой, энергией самосохранения.
Манипура-чакра
Чакра Свадхистана (свадхистхана) – 6-лепестковый лотос с лепестками красного цвета, сексуальный центр. Чакра расположена выше лобка, управляет внутренней жизнедеятельностью, осуществляет извлечение праны. Иногда отождествляется с селезенкой и поджелудочной железой.
Свадхистана-чакра
Чакра Муладхара – 4-лепестковый лотос, называется также «Нижний лотос», «Корень», «Основание сосуда». Чакра расположена на уровне копчика. Контролирует внешние половые органы и репродуктивную систему, связана с инстинктом продолжения рода. Является хранилищем гигантского количества энергии, символизируемой змеей Кундалини.
При непробужденной Муладхаре человек может тратить огромное количество энергии на половые излишества. Работа по раскрытию Муладхары является основой индусской и буддийской йоги. Считается, что подъем Кундалини дает импульс для раскрытия остальных чакр.
Муладхара-чакра
________________________________________
Муладхара – колесо, или лотос в основании позвоночника, примерно посредине между анусом и половыми органами. Он имеет четыре лепестка красного цвета, которым соответствуют звуки «в», «ш» (небный), «ш» (церебральный) и «с». В центре чакры расположен огненный треугольник (в котором пребывает свернутая кольцами кундалини) в желтом квадрате, символизирующем материальный принцип земли; часто в нем изображают слона, означающего физическую силу и постоянство — силы, с помощью которых земля удерживает свою трехмерную форму. Биджа Мантра (см.) этой стихий и этой чакры — слог лам; это основной слог, а звуки лепестков могут дополнять и изменять его.
При медитации на чакре, то есть на символе, ее изображающем, или медитации в чакре, следует вызывать чувство глубокой веры, преданности и желание служить целям одной из трех величайших Божественных Сил, представляемых Шивой, Вишну и Брахмой, на которые подразделяются все предметы. Это служение может относиться к внешним предметам, целям и действиям, равно как и к усилиям внутреннего Я, направленным к его реализации и полному выражению силы собственного бытия. Поскольку Брахму можно представлять состоящим из трех аспектов, чакра явлется преобладающим аспектом, волей Брахмы, хотя все три низшие чакры (муладхара, свадхиштхана и манипурака), в основном, пребывают под управлением силы Брахмы, который, разумеется, имеет три формы самого себя, связанные с тамасом и волей, раджасом и желанием, саттвой и интеллектуальным порядком, соответственно. Благоговение перед силой Брахмы на низшем уровне означает поклонение материальному искушению, а на высших уровнях человеческой жизни — разумную оценку и использование материальных предметов; таким образом, новичку не рекомендуется медитировать и поддаваться влиянию этих трех чакр. Однако человек с развитым буддхи способен стать их хозяином и извлечь пользу из их возможностей и жизненных сил.